Публикатор

О правилах выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для меди

18 мая вступило в силу постановление правительства от 16.05.2020 № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом», которое необходимо для запуска розничных онлайн-продаж лекарств. Получив разрешение Росздравнадзора, аптечная организация вправе торговать медпрепаратами через интернет.

Однако, чтобы воспользоваться этим правом в полной мере, ведомству предстоит принять форму разрешения, порядок его выдачи, перечень подтверждающих документов и др.

Правила, утвержденные постановлением, предусматривают:

  • порядок выдачи разрешения на дистанционную розничную торговлю лекарствами;
  • требования к аптечным организациям, которые могут ей заниматься;
  • порядок ведения онлайн-торговли;
  • правила доставки медикаментов гражданам.

Для получения разрешения аптечной организации нужно направить заявление в Росздравнадзор. К нему надо приложить документы о соответствии претендента требованиям.

В число требований входит, например, наличие сайта или мобильного приложения, собственной курьерской службы или договора со службой курьерской доставки. Также должна быть фармлицензия (с указанием розничной торговли лекарствами), с момента выдачи которой прошло не менее года.

Решение о предоставлении разрешения либо об отказе примут в течение пяти рабочих дней. На сайте ведомства появится электронный реестр выданных разрешений.

Напомним, продавать онлайн допускается большинство лекарств. Исключение составляют рецептурные, наркотические и психотропные, а также спиртосодержащие препараты с объемной долей этилового спирта свыше 25%.

При каких условиях лицо признается совершившим административное правонарушение повторно

Одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения.

Под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. Такой период исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения года со дня окончания его исполнения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (абз. 2 п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Так, например, повторным будет считаться привлечение лица к административной ответственности в разном качестве по ст. 14.3 КоАП РФ, сначала как рекламодателя, а затем как рекламопроизводителя или рекламораспространителя (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

Однако согласно более позднему уточнению Пленума Верховного Суда РФ однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, нарушения в области ПДД по ст. ст. 12.9 и 12.15 КоАП РФ) (абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 № 40).

Иными словами, однородными являются правонарушения, входящие в одну главу КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 № 09АП-2384/2019 по делу № А40-263378/18).

Таким образом, лицо признается совершившим административное правонарушение повторно, если им совершено административное правонарушение в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение однородного административного правонарушения до истечения года со дня окончания исполнения данного постановления.

Какая ответственность предусмотрена за разглашение конфиденциальной информации

Разглашение конфиденциальной информации предусматривает привлечение к различным видам ответственности в зависимости от типа такой информации и субъекта, совершившего правонарушение.

Разглашение государственной тайны

Ответственность для организаций

Административная ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ч. 34 и 7 ст. 13.12ч. 2 ст. 13.13ч. 7 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая ответственность за разглашение государственной тайны заключается в обязанности лица, допустившего указанное нарушение, возместить государству вред, причиненный неправомерными действиями (ст. ст. 151082 Гражданского кодекса РФ).

Ответственность для должностных лиц

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 283 Уголовного кодекса РФ, административная ответственность - ч. 34 и 7 ст. 13.12ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ.

Дисциплинарная ответственность за разглашение государственной тайны для работников, имеющих допуск к государственной тайне, установлена ст. 192 Трудового кодекса РФ.

Гражданско-правовая ответственность установлена ст. ст. 151082 ГК РФ.

Разглашение коммерческой тайны

За разглашение коммерческой тайны предусмотрена административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Ответственность для организаций

Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны может выражаться в возмещении убытков и/или в обязанности заплатить неустойку, если она была предусмотрена договором в качестве санкции за данное нарушение (ст. ст. 15330 и 393 ГК РФ), а также в ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства (ст. 1472 ГК РФ).

Кроме того, разглашение коммерческой тайны может быть согласовано в договоре между участниками гражданского оборота в качестве условия, предоставляющего право изменить такой договор (например, увеличить цену исполнения) или даже расторгнуть в соответствии с п. 2 ст. 310ст. ст. 421450 и 450.1 ГК РФ.

Ответственность для должностных лиц

Уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. 183 УК РФ, административная ответственность - ст. 13.14 КоАП РФ. Разглашение коммерческой тайны может послужить основанием для привлечения виновного работника к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81ст. 192 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны предусмотрена ст. ст. 151472 ГК РФ.

Разглашение персональных данных

За нарушение законодательства в области защиты персональных данных виновные лица несут ответственность в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ).

Ответственность для организаций

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав субъекта персональных данных установлена законом в виде обязанности возместить убытки, заплатить неустойку, а также компенсировать моральный вред согласно ст. ст. 15150330 и 393 ГК РФ, ст. 24 Закона № 152-ФЗ, ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. ст. 13.1113.12 КоАП РФ.

Ответственность для должностных лиц 

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав субъекта персональных данных также установлена ст. ст. 15150330 и 393 ГК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона № 152-ФЗ, ст. ст. 1099 - 1101 ГК РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. ст. 13.1113.1213.14 КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в области защиты персональных данных предусмотрена ч. 2 ст. 173.2 УК РФ.

К какой ответственности можно привлечь работника за курение на рабочем месте

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

Законодательством установлена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать трудовую дисциплину (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком, за совершение которого предусмотрены дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

 

Запрет курения на рабочем месте

Запрещается курение табака, в частности, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах (п. 9 ч. 1ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 14 Руководства по соблюдению отдельных требований противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, утв. МЧС России 30.03.2020 № 2-4-71-6).

Запрет на курение на всей территории предприятия и в помещениях должен быть оформлен локальным нормативным актом работодателя (например, правилами внутреннего трудового распорядка), с которым работники должны быть ознакомлены под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 15-ФЗ, абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона № 15-ФЗ).

Дисциплинарная ответственность за курение на рабочем месте

За курение в неустановленных местах на территории работодателя работник может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

Работодатель имеет право применять только три вида таких взысканий: замечание, выговор и увольнение. Привлекать работника к дисциплинарной ответственности, например, в виде штрафа работодатель не вправе, поскольку такая мера дисциплинарной ответственности трудовым законодательством не предусмотрена (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и в общем случае не позднее шести месяцев со дня его совершения (ч. 3 - 4 ст. 193 ТК РФ).

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. При этом непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 12 ст. 193 ТК РФ).

Применение к работнику взыскания оформляется соответствующим приказом, который объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Таким образом, если работодатель получит исчерпывающие доказательства курения работника на рабочем месте, он вправе применить дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание обычно применяется по результатам служебной проверки.

При наложении дисциплинарного взыскания работодателем должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ).

Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей может повлечь увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Курение на рабочем месте может являться основанием для снижения работнику премии как за несоблюдение одного из условий премирования, если это предусмотрено системой премирования у работодателя и закреплено в локальном акте (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2012 N 33-11236/2012).

Нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности влечет для работодателя привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Административная ответственность за курение на рабочем месте

За нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах для физических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1 500 руб. (ст. 6.24 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение может быть осуществлено только уполномоченными на то органами, в том числе органами внутренних дел, органами Роспотребнадзора, органами федерального государственного пожарного надзора и другими (ч. 1 ст. 23.3ч. 1 ст. 23.34ч. 1 ст. 23.36ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ).

При этом сам работодатель не наделен полномочиями привлекать работников к административной ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ за нарушение запрета на курение на территории организации.

Кроме того, как следует из п. 14 Руководства, работник может быть привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, что влечет для него вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение может быть осуществлено, в частности, органами федерального государственного пожарного надзора (ч. 1 ст. 23.34п. 70 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Конфликт интересов при заключении государственных и муниципальных контрактов – основание для признания их недействительными

Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одной из сфер экономики, подверженных коррупциогенным проявлениям в силу вовлечения в него значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочной деятельности обогатиться ими противоправным способом.

В целях противодействия таким проявлениям заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, предусмотренные ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе).

Одним из таких обязательных требований является отсутствие конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Указанным законом определено, что под конфликтом интересов понимаются ситуации, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

физическими лицами и ИП – участниками закупки; выгодоприобретателями – физическими лицами, владеющими напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества – участника закупки; единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и т. д.); членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества; руководителем учреждения или унитарного предприятия; иными органами управления юридических лиц – участников закупки.

При обнаружении конфликта интересов заказчик обязан отказать в заключении контракта.

Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожной сделкой, так как нарушает прямо установленный законодательный запрет и посягает на публичные интересы.

Соблюдение требований законодательства в указанной части при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволит избежать негативных последствий в виде судебных расходов, административных штрафов, а также финансовых потерь, связанных с исполнением незаконного контракта.