Публикатор

Разъяснения по коррупции

Противодействие коррупции в сфере образования 

Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в муниципальных образовательных учреждениях. Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается.

При желании родителей (законных представителей) обучающихся оказать школе или детскому саду благотворительную помощь в виде денежных средств, имеется возможность перечислить любую сумму на расчетный счет учреждения.

При этом не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных организаций, а также созданных при них органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств.

Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Администрация, сотрудники образовательной организации, иные лица не вправе:

- требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства;

- требовать предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет образовательной организации.

В то же время благотворитель имеет право:

- в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему личному желанию – приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств;

- в течение месяца со дня поступления обращения в учреждение получить на руки протокол общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, в котором должны быть указаны сроки, способы и порядок расходования поступивших от благотворителя средств;

- ознакомиться с каждым протоколом общественной комиссии по расходованию внебюджетных средств, которые должны размещаться в общедоступном месте учреждения сразу после их подписания;

- получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, представленного благотворителем учреждению;

- получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения;

- обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке. Также нужно помнить, что факт передачи денежных средств или иного имущества, оказания услуг имущественного характера руководителю или иному должностному лицу образовательной организации, обладающему организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, за совершение им действий, входящих в его полномочия, либо за совершение незаконных действий (например, за издание незаконного приказа о приеме в образовательное учреждение) образует состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки).

 

Административная ответственность за приемку не выполненных работ по муниципальному контракту заказчиком

 

Исходя из ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу чч.2, 7 ст.94 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния) поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.

В случае приемки не выполненных работ, которые в последующем были завершены в сроки за рамками контракта, к заказчику применяется административная ответственность.
За приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность по ч.10 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

О взяточничестве

 

 

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

С ним, в частности, связаны составы таких предусмотренных уголовным законом деяний, как получение (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1). 

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под взяткой понимаются «деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий». 

Взятка может быть получена должностным лицом за: 

  • совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; 
  • способствование в силу своего должностного положения совершению этих действий (бездействию);
  • общее покровительство или попустительство по службе; 
  • совершение незаконных действий (бездействие).    

Если чиновник взял деньги за вопрос, который он не может решить, то это уже не взятка, а мошенничество. При этом обманутый взяткодатель в данном случае не признается потерпевшим и не может требовать возврата переданных средств. 

К предмету взятки помимо денег, ценных бумаг и иного имущества могут быть отнесены льготный кредит, бесплатный отдых, ремонт квартиры и иные услуги. 

Посредничество – отдельный состав, и это не только передача денег, но и, к примеру, организация встречи со служащим.   

Важно знать, что законодатель, исходя из повышенной общественной опасности данных коррупционных преступлений, очень серьезно отнесся к определению размера наказаний за их совершение. Ответственность лица, совершающего подкуп чиновника, напрямую зависит от величины взятки.   

Так, максимальным наказанием за получение должностным лицом взятки в значительном размере (от 25 до 150 тыс. рублей) может быть штраф в размере 60-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки, а в особо крупном размере (более 1 млн. рублей) – штраф в размере 100-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. 

В обоих случаях также применяется дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 

Чуть менее суровые наказания предусмотрены за дачу взятки и посредничество во взяточничестве. 

Однако далеко не все осведомлены о том, что при выполнении двух обязательных условий – добровольного сообщения о совершенном преступлении и активного способствования раскрытию и (или) расследованию (пресечению) преступления, либо в случае, если имело место вымогательство взятки, возможно освобождение взяткодателя (посредника) от уголовной ответственности. 

 

 

Какие органы рассматривают обращения о фактах коррупции

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Обращения о фактах коррупционных преступлений рассматриваются правоохранительными органами.

При наличии сведений о фактах подготавливаемого, совершаемого или совершенного коррупционного преступления, отличительной чертой которого является наличие корыстной заинтересованности, необходимо обращаться в органы внутренних дел (МВД России), органы Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, если имеющаяся информация о фактах коррупционных преступлений связана с деятельностью сотрудников органов и организаций уголовно-исполнительной системы, а также в органы Следственного комитета России.

О фактах нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции следует сообщать в органы прокуратуры Российской Федерации.

Поводами для прокурорской проверки могут служить обращения о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов, ограничений и обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством (представления неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, непринятие мер к урегулированию ситуации конфликта интересов, занятие предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами и др.).

По результатам таких проверок могут быть приняты соответствующие меры прокурорского реагирования и, как следствие, виновные лица могут быть привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (прекращения полномочий) по утрате доверия.

При выявлении в ходе таких проверок нарушений уголовного законодательства, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений.

При этом сами работники органов прокуратуры не полномочны проводить проверки по поступившим сообщениям о преступлениях, а также осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления и документирования фактов коррупции, в связи с чем при поступлении в прокуратуру обращений, содержащих сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном коррупционном преступлении, они будут направлены по подведомственности в правоохранительные органы.

 

Особенности принятия на работу бывших государственных и муниципальных служащих

 

Граждане, занимавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых содержат нормативные правовые акты Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такие положения содержат статья  12 Федерального закона «О противодействии коррупции», статья 64.1 Трудового кодекса РФ, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 № 925.

Если гражданин нарушил данное требование, то это влечет прекращение  заключенного с ним трудового договора.

Если говорить об уволенных с государственной службы, то исполнять данную обязанность должны бывшие государственные служащие, ранее предоставлявшие сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, своего супруга (супругу) и несовершеннолетних детей согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557.

Законодательством установлена обязанность нового работодателя по уведомлению бывшего работодателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в 10-дневный срок о заключении трудового договора. За невыполнение данного требования предусмотрена административная ответственность по ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Правила сообщения работодателем о заключении трудового договора бывшему работодателю государственного или муниципального служащего утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

В сообщении должны быть указаны:

-ФИО гражданина;

-число, месяц, год и место его рождения;

-должность государственной или муниципальной службы, замещаемой гражданином непосредственно перед увольнением с нее;

-наименование организации;

-дата и номер приказа о приеме на работу;

-дата заключения трудового договора и срок, если договор заключен на определенное время;

-наименование должности, которую гражданин занимает по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);

-должностные обязанности, исполняемые по должности.

Таким образом, новому работодателю бывшим государственным служащим должны быть предоставлены сведения о месте службы и занимаемой должности, которые должны содержаться в трудовой книжке.

 

Противодействие ккоррупции в сфере здравоохранения

Коррупционные действия в сфере здравоохранения имеют высокую общественную опасность.

Наиболее распространенные коррупционные деяния в указанной сфере: взятки (незаконные дача и получение вознаграждения за оказанные услуги), мошенничество (требование от пациента оплатить непредоставленные ему услуги, навязывание таких услуг, факты хищений при исполнении госзаказов), фальсификация результатов клинических исследований пациентов, подлоги документов.

При этом самыми распространенными видами коррупционных деяний остаются взятки и служебные подлоги, совершаемые должностными лицами медицинских организаций за незаконные вознаграждения, в числе которых деньги, алкогольная продукция, конфеты и др.

К служебным подлогам относятся факты выдачи фиктивных листков нетрудоспособности и разнообразных справок (например, о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами), документов, подтверждающих или скрывающих медицинские факты (наличия или отсутствия телесных повреждений, искажение сведения об их тяжести и др.), выписки «нужного» рецепта.

При этом преступление совершает не только врач, получающий от пациента (его родственников, либо иных связанных с ним лиц) взятку, но и тот, кто передает предмет взятки (взяткодатель или посредник).

В зависимости от суммы передаваемой взятки (ст. 291, ст. 291.2 УК РФ) наказание для взяткодателя может варьироваться от штрафа в размере до двухсот тысяч рублей до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Только добровольное сообщение о подготавливаемом или совершенном преступлении в органы предварительного расследования, активное способствование взяткодателя раскрытию и расследованию преступления, либо вымогательство взятки со стороны должностного лица может явиться основанием для освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

Однако за использование заведомо подложного документа, выданного врачом (иным должностным лицом медицинской организации), для граждан одновременно может наступить ответственность по ч.ч. 3 – 5 ст. 327 УК РФ.

О фактах проявления коррупции в сфере здравоохранения можно сообщить в органы МВД и СК России, в органы прокуратуры, а также руководителю должностного лица, нарушившего закон, либо в орган государственной власти, которому подведомственна соответствующая медицинская организация.